Снежные лавины иногда называют «тигром в шкуре ягненка». Это образное сравнение во многом соответствует действительности. Лавины, пришедшие в движение, и низвергающиеся снежные массы — самая страшная, самая коварная опасность гор в любое время года. Попав в лавину из сухого снега, человек задыхается от проникающих в дыхательные пути мельчайших частиц снежной пыли. Лавины из мокрого снега, имеющего колоссальный вес (1 м3 порошкообразного снега весит 60-80, влажного — 200-300, мокрого — до 800 кг), буквально заживо погребают попавшего в них человека. Более того, при падении лавин из сухого снега, скорость которых достигает 300 км/час, могут возникнуть воздушные волны, имеющие огромную разрушительную силу. Стоит ли удивляться тому, что в период 1-й империалистической войны а Альпах от «белой смерти» погибло около 60 тыс. человек. Последние статистические данные показывают, что и сегодня в Альпах от лавин ежегодно погибают 60-80 человек, а в феврале 1970 года только во Франции во время падения лавины со склонов вершины Дом на туристский отель в местечке Валь-д’Изер погибли 74 и получили серьезные травмы 70 туристов. И в нашей стране 28,8% от общего числа несчастных случаев с туристами в горах — следствие лавин.

Приведенные цифры наглядно подтверждают необходимость для каждого туриста, уходящего в горы, хорошего знания причин возникновения лавин, признаков лавиноопасности склонов и правил их преодоления, отчетливого представления порядка организации и проведения поисково-спасательных работ.

Причины возникновения лавин

В каждом участке неоднородного снежного покрова возникают сдвигающие силы, направленные вдоль склона, и удерживающие, направленные перпендикулярно склону, величина которых зависит от веса самого снега, его пластичности и характера залегания, обусловленного рельефом местности. Пока эти силы не превосходят предела прочности снега на разрыв и пока сдвигающая сила находится в равновесии с удерживающей, снежный покров находится в устойчивом состоянии (рис. 1). Когда же в зоне максимального растяжения происходит превышение предела прочности снежного покрова и сдвигающие силы превосходят силы трения, наступает разрыв, приводящий к образованию снежной лавины.


Рис. 1


Рис. 2

Непосредственными причинами возникновения лавин являются:

Характер склона. Силу тяжести Р каждого отдельно взятого на склоне объема снежного покрова, направленную по вертикали, то есть к центру Земли, можно разложить на две составляющие: первая — Н -перпендикулярна к поверхности склона и способствует уплотнению снежных масс. Вторая — М — направлена параллельно склону и способствует движению этих масс вдоль склона (рис. 2).

Отсюда видно, что возможность образования лавин зависит от крутизны склона. Ясно, что при крутизне склона в 45 градусов, когда Н=М, появляется неустойчивое положение снежного покрова, а при большей крутизне, когда силы соскальзывания превышают силы трения, — движение самих снежных масс. Но здесь нельзя не учитывать характер поверхности склона, так называемую подстилающую поверхность, которая подразделяется на следующие типы: скальный (склон покрыт камнями), растительный (на склоне сохранилась прошлогодняя трава) и снежный (в результате оттепели или фенов на снежной поверхности образовался наст, на который впоследствии и легли слои вновь выпавшего снега). Понятно, что величина сцепления выпадающего снега со склоном будет значительно больше при скальном характере последнего и наименьшая — при снежном. Естественно, что образование лавин зависит и от мощности снежного покрова. На склонах средней крутизны лавины могут образовываться при толщине снежной поверхности всего в 30-50 см.

Эти причины, а также и ряд других, о которых будет сказано ниже, приводят к тому, что наиболее часто лавины сходят со склонов, крутизна которых составляет 30-50 градусов (рис. 3). На более крутых склонах свежевыпавший снег, как правило, не задерживаясь и не скапливаясь, небольшими струйками соскальзывает вниз. На менее крутых склонах сползанию снега вниз препятствует увеличение сил трения. Однако известны случаи, когда лавины из мокрого снега сходили весной на склонах, имеющих крутизну всего 12-15 градусов.

Температура и влажность воздуха. Наиболее лавиноопасным периодом является весна — начало лета. Обильные талые воды и особенно дожди, просачиваясь сквозь снег, с одной стороны, значительно увеличивают его вес, а с другой, за счет смачивания подстилающей поверхности склона, подобно дополнительной смазке двух трущихся поверхностей, уменьшают сцепление снега со склоном. В результате вес снежной массы становится больше сил сцепления и снег соскальзывает со склона вниз.


Рис. 3

Такую же роль играет и повышенная влажность воздуха. В районах с сухим воздухом (Тянь-Шань) даже при плюсовой температуре лавины — явление более редкое, чем в районах с влажным морским климатом (Западный Кавказ). В условиях пониженной влажности снег испаряется, не тая. Смачивания снежной поверхности при этом не происходит. Больше того, появление над снежной поверхностью тонкого слоя паров приводит даже к охлаждению снега.

Плюсовая температура воздуха способствует образованию так называемых снежных «досок». Днем на солнце верхний слой снега подтаивает, а ночью смерзается, превращаясь в плотную твердую корку. К образованию такого наста приводят также и ветровое уплотнение снега. В дальнейшем ввиду того, что нижние слои снега, уплотняясь под собственной тяжестью, постепенно оседают, между ними и настом создается своеобразная воздушная полость. Не скрепленный с нижним слоем снега и как бы повисший в воздухе плотный наст и получил название снежная «доска». Под влиянием силы тяжести эта «доска» стремится сдвинуться вниз. При этом возникают огромные напряжения, особенно в ее верхней части. Малейшая дополнительная перегрузка такого склона (падение карниза, небольшой снегопад, движение по склону группы туристов) может привести к образованию лавины.

Отрыв снежной «доски» может быть также вызван и резким понижением температуры воздуха. Снежный наст, как и всякое другое твердое тело, при охлаждении сжимается (сокращение равно 1,5 см на 100 м длины наста при понижении температуры на один градус). Так как пластическое растяжение у снежной «доски» по сравнению с обычным снегом значительно меньше, то сжатие «доски» приводит к дополнительной перегрузке склона, к образованию трещин в ней и, как следствие, к сползанию снежных масс со склона, то есть к сходу лавины.

Температура внутри снежных масс. По мере выпадания снега, обладающего высокими теплоизоляционными свойствами, нижние его слои, как одеялом, прикрываются вышерасположенными слоями. Разность температур между внутренними и наружными слоями при этом может достигать 15°С. Это вызывает возгонку (переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкую фазу) в нижних, более теплых, слоях снега. Образовавшиеся водяные пары поднимаются вверх к более холодным наружным слоям, при этом происходит остывание паров, приводящее к их пересыщению. В пересыщенном паре происходит процесс, обратный процессу возгонки — сублимация, при котором из паров, минуя жидкое состояние, образуются твердые снежные частицы. Поскольку пары остывают в верхних слоях в промежутках между снежинками, то оседание их на этих снежинках и превращение паров в твердое тело приводит к росту снежинок, к заполнению имеющихся между отдельными снежинками пространств, то есть к значительному уплотнению верхнего слоя снега, к превращению его в наст.

В то же время процесс возгонки в нижних слоях уменьшает размеры снежинок этих слоев, приводит к их таянию и даже к полному исчезновению. В результате в глубине снежного покрова образуется так называемый глубинный иней, кристаллы которого или очень слабо скреплены между собой, или даже разделены промежутками. Таким образом, появляется горизонт разрыхления. При этом верхний слой плотного снега, потеряв опору на нижние слои, превращается в типичную, уже рассмотренную выше снежную «доску». Здесь горизонт разрыхления — слой снега, в котором внутренние связи почти отсутствуют. Этот слой и образует плоскость скольжения, по которой происходит соскальзывание верхнего слоя снежных масс.

Воздействие ветра. Под воздействием ветра снежинки движутся по склону. Соприкасаясь со склоном, сталкиваясь друг с другом, они разрушаются и их мельчайшие частицы заполняют все имеющиеся промежутки между кристаллами снега на склоне, что также способствует образованию плотного поверхностного слоя — наста. Как уже говорилось выше, за счет силы тяжести происходит оседание нижних слоев снега. Между ними и настом возникает воздушная полость — образуется уже известная снежная «доска».

Кроме того, под воздействием ветра скалы, гребни и другие формы рельефа склонов, расположенные с наветренной стороны, в той или иной степени освобождаются от снега. Весь этот снег переносится ветром на другую, подветренную сторону склона, где каждая складка рельефа в период метели превращается в снегоуловитель (снегосбор). Скопление на таких участках больших масс снега, стремящихся под воздействием силы тяжести сдвинуться вниз, приводит при малейшей дополнительной перегрузке к возникновению лавины.

Виды лавин

Турист, совершающий путешествие в горах, должен разбираться в состоянии снега, четко представлять себе местонахождение его накоплений, мощность возможной лавины и характер ее отрыва, путь движения, возможность повторного схода лавины, то есть знать все виды лавин и их классификацию. Это позволит ему в случае необходимости значительно скорее и более правильно принять необходимое решение и избежать опасности.

Классификация лавин исходит из двух основных принципов: характера движения снега по склону и состояния снега.

По характеру движения снега различают три типа лавин:
осовы (снежные оползни), лотковые и прыгающие лавины.

Осов — соскользнувший широким фронтом снег вне строго фиксированного русла. При осове происходит отрыв и сползание снежных масс по склону, но нижележащий по склону снег задерживает движение сползающих масс, и они останавливаются, не доходя до дна долины. Как правило, высота сползания снега при осовах в несколько раз меньше ширины его фронта и достигает иногда нескольких десятков метров. Скорость движения снега небольшая.

Лотковая лавина. В случае концентрации движущегося снега в каналах стока (по строго фиксированным руслам) скорость движения снега значительно возрастает. Движение снега приобретает формы течения, перевертывания и вращения. У подножия склона образуется лавинный конус.

Прыгающая лавина. Если канал стока, по которому движется снег, имеет отвесные участки, то движение снежных масс при свободном падении приобретает огромную скорость. Такие лавины имеют большую разрушительную силу, достигающую 9000 кгс/м2. Еще более мощны и опасны воздушные волны, возникающие при движении прыгающих лавин.

В зависимости от состояния снега различаются также три типа лавин: из сухого, влажного и мокрого снега.

Категория лавин из сухого снега включает в себя лавины из рыхлого пушистого снега, порошкообразного снега и лавины из снежных «досок».

Лавины из рыхлого пушистого, свежего снега, выпавшего в морозную погоду, обладают большой скоростью, доходящей до 250-300 км/час, и текучестью. Уже вскоре после начала движения лавины представляют собой облако мельчайшей снежной пыли. Лавинного конуса такие лавины не оставляют. Снежная пыль равномерным слоем покрывает большую площадь долины или ледника.

Если кто попадет в такую лавину в начальной стадии ее движения, то для него это не представляет опасности, так как снег легким потоком обтекает ноги, почти не нарушая равновесия туриста. Однако уже в средней, а тем более в нижней части пути движения лавины возникает угроза не только удушения мелкой снежной пылью, но и сброса туриста вниз. Последнее объясняется тем, что лавина, двигаясь преимущественно над склоном, едва его касаясь, образует мощную ударную волну, имеющую прямой и обратный фронты. Если ударная волна прямого фронта ломает деревья, сбрасывает камни в направлении своего движения, то обратный фронт, возникающий за счет появления вслед за ударной волной зоны разрежения, вызывает разрушения в обратном направлении. Исключительную силу воздушных волн наглядно демонстрирует следующий эпизод, происшедший на станции Даллас (Австрия) в 1954 году. Воздушная волна от лавины из сухого снега перебросила по воздуху через насыпь на расстояние 80 метров железнодорожный вагон весом в 42 тонны, а еще более тяжелый 120-тонный электровоз волна подняла с рельс и ударила им в здание вокзала.

Лавины из рыхлого пушистого снега возникают непосредственно во время снегопада или сразу же после него.

Лавины из порошкообразного снега образуются в морозную погоду из сухого недавно выпавшего или метелевого снега. В связи с тем, что порошкообразный снег имеет больший по сравнению с пушистым снегом удельный вес, лавины из этого снега движутся, как правило, не отрываясь от склона, вовлекая в движение все новые и новые массы поверхностного слоя рыхлого, неслежавшегося снега. Естественно, что скорость движения этой лавины меньше, чем у лавин из пушистого снега, и они часто сходят без образования сколько-нибудь заметной воздушной волны. Основная опасность — удушье. Но в нижней части своего пути лавина может сбить туриста с ног и увлечь его вместе с массой снега вниз. У подошвы склона лавина образует заметный лавинный конус, имеющий гладкие мягкие формы.


Рис. 4

Лавины из порошкообразного снега возникают, как правило, вскоре после снегопада, во время сильного ветра или несколько позже при значительном метелевом переносе снега. Такие лавины являются самыми распространенными в зоне высокогорья.

Лавина из снежных «досок» имеет большой фронт отрыва и значительную скорость движения. Она соскальзывает в виде целой массивной снежной плиты, разбиваясь затем на многочисленные глыбы с острыми гранями (рис. 4). Основная опасность такой лавины — нанесение серьезных травм туристу хаотически движущимися снежными глыбами. При движении обломков плиты по склону, имеющему отвесные участки, от удара о скалы снежные глыбы распыляются, образуя сухую пылевую лавину. При меньшей крутизне склона снежные глыбы» скатываются вниз, создавая в нижней части так называемую область отложения. Выше, там где падающие глыбы наползают на так и не сдвинувшуюся поверхность снега, образуется подпорный вал (рис. 5).


Рис. 5

Лавины из снежных «досок» возникают, как правило, в период резкого похолодания, фенов, а также снегопадов, когда последние значительно перегружают склон.

Категория лавин из влажного снега включает в себя лавины, образуемые из влажного свежевыпавшего или из плотного старого влажного снега и из влажного фирна.

Все эти лавины, особенно в начальный период после отрыва, движутся медленно, что иногда позволяет человеку спастись бегством. Тяжелый влажный снег может вовлечь в движение не только верхние, но и средние слои снежного покрова склона. Тяжелый снег прижимается к земле, используя для своего движения естественные понижения, кулуары, овраги и т. п. У подошвы склона такие лавины образуют большие лавинные конусы, представляющие собой нагромождение снежных комков (так называемую снежную «гальку») размером от обычных снежков до шаров, имеющих в диаметре до полуметра.

Оказаться в конусе такой лавины — большая опасность, так как образующийся сразу же после остановки лавины при ее замерзании снежный «цемент» крепко сковывает человека, практически исключая всякую возможность самоспасения.

Влажные лавины возникают весной в результате увеличения веса снежной массы при теплых ветрах (фенах) в высокогорной зоне, при моросящих дождях в верховьях снежных долин, а также во время снегопада при нулевой температуре окружающего воздуха. Влажные лавины распространены главным образом в высокогорной зоне.

Лавины из мокрого снега образуются из рыхлого, очень влажного или мокрого старого зернистого снега, а также из мокрого фирна. Они стекают легко и быстро. Это объясняется появлением горизонта водной смазки в результате бурного таяния снега, длительных дождей или поступлением воды с вышерасположенных скальных склонов.

Сползающая мокрая лавина захватывает с собой массы старого снега, камни, увлекает за собой дерн, землю, гальку, отдельные деревья, сучья и даже крупные обломки скал из-за чего она бывает, как правило, окрашена в грязно-бурый цвет. Поэтому такие лавины называются иногда грунтовыми. Конус мокрой лавины представляет собой высокое нагромождение смерзшейся между собой снежной гальки, имеющей различную величину, вплоть до глыб диаметром 1,2-1,5 метра. Лавинные конусы, имеющие высоту до 10-20 м, не тают в течение всего лета.

На склонах южной экспозиции в весеннее время, когда размягчение снега происходит быстро, можно видеть одну из разновидностей мокрых лавин — снежный «платок», который образуется из сильно увлажненного снежного покрова. Во время скольжения он образует движущиеся поперечные складки, достигающие высоты 1-1,5 метра. Так как на склоне часто встречаются невысокие препятствия, то движущийся снег, упираясь в них, волнообразно вздувается, несколько притормаживая свое движение. В то же время нижележащая по склону масса снега продолжает двигаться с прежней скоростью. В результате в месте, расположенном сразу же за препятствием, может произойти разрыв снежной массы и образоваться так называемая снежная «пасть». Попавший в такую широко раскрытую «пасть» в большинстве случаев погибает, так как уже в следующий момент разрыв между снежной массой ликвидируется и снежный «платок» волнообразно движется дальше.

Характер отрыва лавин. Лавины из сухого рыхлого снега, из влажного и мокрого снега имеют точечную форму отрыва. В процессе движения уже через несколько секунд ширина таких лавин увеличивается до десятков метров. В плане эти лавины имеют каплеобразную форму (рис. 6).


Рис. 6

Лавины из плотного снега (снежные «доски») имеют линейную форму отрыва, причем фронт отрыва, достигающий нередко 300-500 метров, определяется в первый же момент возникновения лавины. Вся масса снега по всей ширине лавины приходит в движение одновременно.

Признаки лавинной опасности.

В любом горном и горнолыжном путешествии практически всегда группа в той или иной степени встречается со следами прошедших лавин. Но все ли они сошли? Когда и где может сойти следующая? Ответить на эти вопросы сможет только тот, кто хорошо знает признаки лавинной опасности.

Признаком непосредственной лавинной опасности служит наличие лавинных конусов в нижней, переходящей в долину части склона. Величина конуса не всегда соответствует степени лавиноопаоности склона. Например, лавины, зарождающиеся в небольших, но крутых лавиносборах, сходят почти после каждого снегопада. И хотя эти лавины незначительны по своему объему, суммарный лавинный вынос к концу зимы получается достаточно крупным. С другой стороны, если в разрушенном каре (чашеобразной крупной выемке в верхней части горного склона) накапливается очень много снега, то при сходе такой лавины ее конус может быть равен размеру суммарного конуса лавин, рассмотренных выше, но степень этой мощной лавины будет во много раз больше.

Большую помощь туристам в определении лавинной опасности могут оказать геоботанические признаки. Например, лавины уничтожают прежде всего хвойные деревья, корневая система которых располагается близко к поверхности. Поэтому наличие густого хвойного леса на склоне — верный признак отсутствия лавин. Наоборот, о лавинной опасности свидетельствуют вертикальные просеки на склонах, поросших хвойным лесом. Это «работа» мощных влажных или мокрых лавин, сметающих все на своем пути, с легкостью выворачивающих вековые деревья и ломающих их полуметровые стволы, как спички. Об опасности говорит и изогнутая, прижатая к земле форма мелколистных деревьев.

О регулярном сходе лавин из мокрого снега можно судить по характерным валам, расположенным у подножия склона и состоящим из камней, дерна, травы, обломков деревьев. При падении лавин с крутых склонов у их подножия образуются так называемые ямы выбивания, которые летом иногда превращаются в небольшие озера.

Лавинные конусы грунтовых лавин, содержащие значительное количество почвы, могут полностью закрыться пышным влаголюбивым и сочным растительным покровом.

Лавинный снежник, имеющий большую плотность, чем обычный лежащий на склонах снег, сохраняется значительно дольше. Вблизи него рост травянистой растительности задерживается, и если вы в разгар лета увидите у подножия склона яркую зелень, резко выделяющуюся на фоне темно-зеленой, более старой растительности, то это свидетельствует о недавнем нахождении здесь лавинного снежника.

Изредка на дне долины можно встретить представителей альпийской растительности. Это также служит признаком схода лавин, доставивших вниз вместе со снегом семена растений или сами растения из вышерасположенных зон.

Заросли рододендрона у подошвы склона говорят о том, что снег здесь задерживается долго, то есть, возможно, что этот снег лавинного происхождения.

Характеристику лавиноопасности склонов долины может дать также знание направления господствующих ветров в данном районе в зимнее время (так как направление ветра в летний период может существенно отличаться от зимнего). Например, туристы, путешествующие по Кавказу, должны знать, что направление господствующих ветров здесь южное и западное. Поэтому снег, сдуваемый с южных и западных склонов, образует обычно мощные накопления на восточных и северных склонах. Отсюда ясно, что для Кавказа подветренные склоны являются лавиноопасными даже в периоды длительного отсутствия снегопадов.

Проникновение холодных ветров, ночной мороз и даже облачность в какой-то мере снижают лавинную опасность, но полностью не ликвидируют ее. Резкое похолодание способствует появлению горизонта разрыхления, а также трещин в снежных «досках». Лавины из сухого, рыхлого, пушистого снега возникают высоко в горах в сухую морозную погоду. Начиная свое движение, как правило, по лотку, они часто перескакивают через его край и сходят совершенно новыми, непредвиденными путями, не оставляя никаких следов. Обладая большой текучестью, такая лавина может двигаться даже по лесу, не причиняя почти никакого вреда деревьям и кустарнику. Поскольку распознать пути движения лавины из сухого снега очень трудно, туристы в период снегопада при морозной погоде должны сохранять внимательность в течение всего перехода.

Основное внимание в горных и горнолыжных походах следует обращать на большие снежные поля, расположенные на склонах с крутизной от 30 до 50 градусов. Если летом такие склоны с большими массами снега встречаются только в высокогорье, то зимой и весной их можно встретить на путях подхода, то есть уже в долинах рек. Склоны таких долин, расположенные на небольшой высоте, подверженные влиянию теплого воздуха, перемещающегося из предгорных долин, и имеющие в качестве подстилающей поверхности нескошенную траву и субальпийское высокотравье, — исключительно лавиноопасны. Образованию лавин способствует и сырая погода с низкой облачностью, так часто бывающая в долинах в период ранней весны. Известны случаи, когда лавины настигали туристов именно на путях подхода к высокогорью, то есть в местах, на взгляд неопытного туриста, совершенно безобидных.

Одним из основных признаков лавиноопасности считается, естественно, сильный снегопад. На основании изучения лавиноопасности склонов установлены следующие степени опасности схода лавин в течение суток после снегопада в зависимости от мощности выпавшего снежного покрова (по Кропфу Ф. А.):

Таблица 2

Степень опасности Глубина снежного покрова, см Характеристика лавиноопасности
I 15-30 Возникновение опасности на склонах, имеющих крутизну свыше 30°.
II 30-50 Значительная опасность на склонах, имеющих крутизну свыше 30°.
III 50-70 Большая лавиноопасность на склонах, имеющих крутизну свыше 30°.
IV 70-100 Очень большая лавиноопасность на склонах, имеющих крутизну свыше 20°.
V более 120 Катастрофическое положение.

Относительно безопасными можно считать только склоны, на которых из-под снега выступают многочисленные камни или выходы скал, а в нижерасположенной зоне — и ветки кустарника, которые препятствуют сползанию снега до тех пор, пока снегопады не закроют их полностью.

Условия горнолыжных путешествий, проводимых в весеннее время, хотя значительно и затрудняют, но не ликвидируют полностью возможность отыскания путей схода лавин из влажного и мокрого снега. Это — оставляемые на склоне глубокие борозды от скатившихся вниз больших слипшихся снежных комков. Это — резкие грани между сошедшими и нетронутыми массами снега. Это, — наконец, лавинные конусы. Но особенно трудно наблюдать за лавинами и прогнозировать их в зимнее время, так как зимой лавины в основном образуются из сухого снега и, как правило, не оставляют после себя никаких следов. Если же такие следы и остаются, то ненадолго, до первого снегопада, который надежно скроет все «улики».

Вот почему отсутствие следов лавин, мнимая безопасность склонов ни в коем случае не должны вводить туристов — участников горных и горнолыжных путешествий — в заблуждение. Внимание, наблюдательность, а в случае малейшего сомнения и полная «боевая готовность» — лучшая гарантия того, что движение лавин будет замечено вовремя и группа успеет принять необходимые меры к спасению.

Выбор пути движения

Известный исследователь лавин В. Фляйг отмечал: «… нет особенно лавиноопасных районов, но есть смертельно опасные условия погоды и состояния снега». Поэтому при движении даже по заранее разработанному маршруту, проходящему, казалось бы, по самым безобидным участкам, туристская группа в особых, неожиданно сложившихся метеоусловиях может встретиться с лавиной и в силу своей неподготовленности подвергнуться серьезной опасности.

При передвижении в горах туристам для избежания встреч с лавинами необходимо придерживаться следующих основных правил выбора наиболее безопасного маршрута.

У Снежного покрова, лежащего на склоне, происходит не только уплотнение снежных масс, но и их медленное оползание.

Скорость движения снега колеблется от 1 до 30 мм в сутки, при этом нижние слои движутся медленнее, а верхние — быстрее. В результате в снежном покрове возникают как сжимающие, характерные для нижней части склона, так и растягивающие напряжения, характерные для его верхней части. Таким образом, наиболее слабое место склона находится в его верхней части, поэтому и сход лавин начинается, как правило, именно отсюда.

Выбрав путь в самой верхней части лавиноопасного склона (выше линии максимального напряжения снежного пласта), группа может вызвать образование лавины из рыхлого снега. Однако, учитывая небольшую величину снежных масс, находящихся выше туристов, и то, что свою силу лавина наберет только на участке склона, расположенного ниже группы, такая лавина серьезной опасности представлять не будет.

Наоборот, если траверс совершается ближе к нижней части склона, когда горовосходители, передвигаясь по снегу, разрушают его естественную опору (или, как говорят, подрезают склон), то происходит сначала некоторое незначительное (на ширину цепочки следов или лыжни) перемещение снега, мгновенно приводящее в движение вышерасположенные массы снега, то есть лавину. Степень лавиноопасности зависит и от формы склона. Так, выпуклые склоны особенно опасны в своей верхней части, а вогнутые — в нижней.

Иначе следует преодолевать склоны, имеющие своей поверхностью снежную «доску». Здесь на насте, где практически не остается следов не только от ботинок, но и от острых кантов лыж и даже от зубьев кошек, передвижения (сползания) снега не происходит. Однако, если в верхней части «доски» (в зоне растяжения) наст будет поврежден хотя бы даже немного, то это может моментально привести к образованию продольной трещины в перенапряженном пласте и, следовательно, к образованию лавины. Аналогичное повреждение наста в нижней части «доски» (зона сжатия) к образованию лавины не приводит.

В лавиноопасной зоне при необходимости подъема по склону трасса его должна проходить по выступающим формам рельефа. Ни в коем случае не следует подниматься по углублениям (оврагам, кулуарам и т. п.). Ведь все они являются естественными путями движения лавин. Склоны, у которых область отрыва лавин не просматривается или группа не может определить участки скопления снега в верхней невидимой туристам части оврага или кулуара, представляют (в силу неожиданного появления уже набравшей скорость лавины) особую опасность. При необходимости подъем по снегу должен совершаться в лоб (по линии падения воды) вне зависимости от состояния снега.


Рис. 7
А — корытообразная долина со склонами, покрытыми лесом или кустарником (безопасная);
Б — троговая или ступенчатая долина (относительно безопасная);
В — корытообразная безлесная долина (лавиноопасная);
Г — V-образная долина (очень лавиноопасная);
Д- безлесная долина с каньоном (очень лавиноопасная);

При подходе к высокогорью выбор пути и организация движения группы so многом зависят от характера долины (рис. 7). Например, при движении по широким корытообразным ледниковым долинам следует придерживаться середины долины. Однако и здесь необходимо вести наблюдение за склонами, так как при сходе лавины может возникнуть воздушная волна. В некоторых случаях такие волны распространяются на 200-300 м дальше места окончательной остановки лавины. Наиболее безопасными являются широкие с несколькими террасами (ступенчатые) долины, так как ступени гасят скорость движения лавин и тем самым уменьшают дальность их действия.

В узких лавиноопасных долинах при движении по одному склону следует вести наблюдение и за лавиноопасными участками противоположного склона. Известны случаи, когда лавины, с другой стороны долины, пересекая ее, взлетали на склон, на котором находилась группа, и накрывали людей снежными массами.

Очень опасны долины, имеющие форму теснин. Здесь лавина, сорвавшись с одного склона, как правило, вызывает образование лавины и на противоположном склоне. Лавиноопасными являются и каналы стока горных ручьев, где после отрыва лавины может быть нарушено равновесие во всей системе лотков, выходящих в канал стока данного ручья. Поэтому образование одной лавины может создать условия для схода нескольких (одна за другой) повторных лавин.

Туристы, совершающие горные и горнолыжные путешествия, даже при самой тщательной разработке маршрута в отношении его безопасности, не должны быть уверены в том, что на маршруте они действительно не встретятся с лавинами. Наоборот, каждая группа должна быть готова к встрече с лавиноопасными участками, должна уметь уже на местности выбрать правильный, наиболее безопасный путь их обхода, а при отсутствии таких путей либо изменить маршрут, либо умело преодолеть эти опасные участки. При этом каждый турист должен уметь в случае необходимости принять все меры по спасению товарища, попавшего в лавину.

Правила преодоления лавиноопасного участка

При отсутствии путей обхода, когда перед группой встает задача преодолеть лавиноопасный участок, туристы должны, подойдя к этому участку, остановиться в безопасном месте и подготовиться к преодолению участка, руководствуясь следующими правилами:

1. Выбирать наиболее удобный, наиболее безопасный вариант преодоления лавиноопасного участка.

2. Участники похода надевают свитера и штормовые костюмы, нос и рот закрывают шарфом или надевают ветрозащитные маски, натягивают капюшоны, плотно застегивают воротники и манжеты штормовых курток, надевают рукавицы. Лямки рюкзака сдвигают так, чтобы его можно было быстро скинуть с плеч. Лыжные крепления ослабляются или расстегиваются, чтобы в случае необходимости лыжа сама сорвалась с ноги, а кисти рук вынимаются из темляков лыжных палок.

3. Обязательно привязывают за талию лавинный шнур и распускают его. Ложному стыду здесь не место! Разумная осторожность не означает трусости. Любой несчастный случай при сходе лавины легко может оказаться смертельным, поэтому иронические высказывания и насмешки в отношении мер предосторожности совершенно недопустимы.

4. Лавинное оборудование (зонды, лопаты и т. п.), а также медицинскую аптечку распределяют среди участников, замыкающих колонну.

5. До начала движения руководитель рассказывает участникам о вероятной опасности участка и договаривается о правилах поведения туристов на данном склоне, о действиях каждого и путях бегства в случае схода лавины, о мероприятиях по спасению засыпанных, если лавина застигнет некоторых участников, о сигналах предупреждения об опасности. Руководитель предупреждает участников о необходимости соблюдения строгой маршевой дисциплины, абсолютной тишины, позволяющей услышать сквозь натянутый на голову капюшон все указания руководителя и сигналы наблюдателя, о необходимости идти строго по следам впереди идущего.

6. Руководитель выставляет наблюдательный пост (одного человека) в безопасном месте, позволяющем вести наблюдение за склоном. Этот турист должен следить за местом возможного отрыва лавины и, в случае начала ее движения, немедленно предупредить остальных участников об опасности криком «Лавина!». Наблюдатель уходит с поста лишь тогда, когда все остальные участники уже перешли опасную зону. Перед началом движения этого наблюдателя руководитель должен выставить второго наблюдателя, но уже на другой стороне, куда перешли все участники путешествия. Только после того как второй наблюдатель занял свое место и доложил руководителю о готовности вести наблюдение, первый наблюдатель начинает движение. То обстоятельство, что по опасному участку прошло уже много людей, не может служить гарантией от самопроизвольного падения лавины и являться доказательством безопасности.

Прохождение лавиноопасного склона. При траверсе не очень широкой (до 100-150 метров) опасной зоны туристы должны пересекать ее по одному. В горнолыжном путешествии лыжню по лавиноопасному участку целесообразно прокладывать с уклоном в 8-12 градусов. Такая наклонная лыжня для всех последующих участников позволит за счет достаточно высокой скорости скольжения резко сократить время нахождения туриста на опасном участке, а в случае начала движения лавины обеспечит значительно большую вероятность своевременного его выката на безопасный участок.

При сухом рыхлом снеге на прокладку лыжни по опасному участку целесообразно выделить одного человека без рюкзака. Когда основная часть группы уже прошла этот участок, руководитель выделяет одного из туристов (из числа тех, кто не прокладывал лыжни) для возвращения и переноски оставленного рюкзака.

При пересечении более широкой опасной зоны участники должны строго сохранять интервалы, величина которых зависит от рельефа местности, характера ожидаемой лавины и возможной ширины пути ее движения. На открытых склонах интервал должен быть 80-120 м, на склонах, покрытых досковидным снегом, — не менее ширины всего опасного участка. Обычный интервал в 10-15 м, который ‘из-за отсутствия дисциплины или беспечности участников на марше часто сокращается до 4-5 м и менее, безопасности не обеспечивает. Более того, недостаточный интервал приводит к перегрузке склона, то есть способствует образованию лавины.

При пересечении узкого лавиноопасного кулуара целесообразно применение веревочной страховки.

При подъеме или спуске по опасному склону движение совершать в лоб (по линии падения воды). Если на склоне имеются скальные выходы или крупные, выступающие из-под снега формы льда, движение совершать в защищаемом ими секторе. Руководитель группы строго следит за тем, чтобы вся группа или большая ее часть не находилась одновременно на опасном участке.

Начиная движение, необходимо проверить состояние лавинного шнура — не запутался ли он в комок. Идти следует строго по следам впереди идущего. При движении не отвлекаться, внимательно следить за сохранением равновесия (падение туриста на склоне может стать причиной местного сотрясения снежного покрова и его смещения, то есть приведет к образованию лавины), за возможными сигналами уже закончивших прохождение опасного участка туристов, прислушиваться к возможным указаниям руководителя или сигналам наблюдателя.

При начале движения лавины наблюдатель немедленно подает сигнал «Лавина!» Участник, совершающий переход опасного участка, должен тут же установить направление движения лавины и свое положение по отношению к осевой линии ее схода. Затем он обязан попытаться отбежать в ту сторону, где расстояние до безопасной зоны является кратчайшим. Если в момент отрыва лавины турист находился близ верхнего края отрыва лавины, он должен быстро двигаться вверх, навстречу пока еще небольшой по мощности лавине.

В горнолыжном путешествии турист должен быстро съехать вниз в сторону из опасной зоны. Действовать нужно решительно, спускаться смело, в устойчивой стойке.

Если спастись бегством нельзя, то иногда (только при небольших лавинах) можно принять лавину на себя, особенно если турист находится вблизи зоны отрыва. Воткнув ледоруб, лыжные палки или снятые лыжи глубоко в плотный снег, закрепиться на месте и пропустить движущийся поток снега, после чего нужно немедленно выходить в безопасную зону с тем, чтобы не попасть под повторную лавину.

При попадании в лавину, если спасение бегством или закрепление на месте невозможно, необходимо немедленно освободиться от палок, рюкзака, лыж, так как все эти предметы сыграют роль своеобразного якоря. В большинстве случаев турист, застигнутый лавиной, падает, и лыжные палки (если кисти рук продеты в темляки палок) или несброшенный рюкзак затягивают туриста в снег вниз головой.

Попав в лавину, нужно всеми силами стараться удержаться на поверхности и стараться выгребать к ее краю, где перемещение снега значительно медленнее. Плавательные движения по течению снежного потока в определенной степени препятствуют засасыванию человека лавиной и позволяют ему не потерять контроля над собой.

При всех видах лавин из сухого снега и особенно при лавинах из пушистого снега снежная пыль забивается в рот, нос, глаза, уши и душит человека, даже если засыпавший его снег имеет толщину всего 15-20 сантиметров. Вот почему так важно неукоснительно соблюдать правило о защите рта и носа шарфом. Надетые теплые вещи предохранят туриста от замерзания при долгом нахождении в снегу. При попадании в лавину из влажного или мокрого снега чрезвычайно важно сохранить перед лицом свободное от снега пространство для дыхания, в особенности, когда лавина уже начала останавливаться.

Следует помнить, что мокрый снег представляет собой гигантский груз, который давит людей, попавших в эту лавину. Ведь каждый кубический метр такого снега имеет вес до 800 кг! Снег своей массой так плотно охватывает человека, что полностью сковывает его движения. Скованность движений попавшего в мокрую лавину человека объясняется не только большим весом снега, но и вторичным замерзанием снежных масс. В момент остановки лавины в ее конусе из-за большого давления снежных масс температура внутри их повышается. Образовавшиеся при этом талые воды заполняют промежутки между сплавившимися частицами снега и вскоре при понижении температуры замерзают. Образуется так называемый снежный «цемент», не поддающийся лопате и с трудом разбивающийся под ударами ледоруба.

При попадании в воздушную волну нужно бросаться ничком на снег, стараясь зарыться в него поглубже, и при этом обязательно закрыть нос, рот и уши от проникновения снежной пыли. Можно спрятаться и за большой камень при условии, что он выдержит давление воздушной волны. Деревья, которые воздушная волна ломает, как спички, или вырывает с корнем, не могут служить защитой. Находиться за ними более опасно, чем на свободном от препятствий пространстве.

Поиски засыпанного лавиной следует производить во всех местах скопления сошедшего снега (рис. 8). Попавший в лавину человек никогда не должен отчаиваться. Ведь оставшиеся товарищи не уйдут. Они приложат все свои силы, чтобы найти засыпанного и оказать ему необходимую помощь.


Рис. 8
х — возможное место нахождения туриста, попавшего в лавину.

Первая помощь извлеченному из лавины. Вследствие потери сознания или мнимой смерти от удушья, замерзания или переохлаждения организма оказание первой помощи извлеченному из лавины — трудное и серьезное дело.

Как только обнаружен засыпанный лавиной человек, в. первую очередь нужно постараться освободить его голову. Пока один из спасателей очищает от снега рот, нос, глаза и уши, остальные откапывают тело засыпанного. Если пострадавший закоченел, что, однако, не исключает его спасения, то переносить его нужно очень осторожно, так как отдельные замерзшие части тела (особенно пальцы и уши), когда они побелели, хрупки, как стекло. Особую осторожность следует проявлять также при оказании помощи пострадавшему, извлеченному из тяжелой весенней лавины или из лавины снежных «досок», поскольку у него возможны переломы костей.

Учитывая, что охлаждение (переохлаждение) тела так же опасно для жизни извлеченного из лавины, как и паралич дыхания (удушье), необходимо сразу же приступать к следующим процедурам:
— перенести пострадавшего в нагретую примусом палатку и поместить его на спальный мешок;
— начать растирание тела шерстяной материей;
— продолжая растирание, сопревать тело пострадавшего путем теплых клизм;
— начать искусственное дыхание. Лучший способ — рот в рот, дополненный наружным массажем сердца.

Если пострадавший еще не успел замерзнуть, но от удушья уже наступила мнимая смерть, то в первую очередь спасатели приступают к искусственному дыханию, которое следует производить до восстановления дыхания.

ОБВАЛЫ ЛЬДА, ФИРНА, КАРНИЗОВ

Массы льда под действием силы тяжести текут по наклонной поверхности дна горных долин. Скорость течения ледников может колебаться от нескольких метров в год до 300 метров в сутки.

Ледники никогда не останавливаются в своем движении.

Часто туристы в восхищении застывают перед волшебными картинами, которые представляют собой ледопады, висячие ледники, скопления причудливых сераков над зияющими чернотой трещинами. Но голубовато-зеленый лед таит в себе большую опасность. Поскольку движение ледника происходит в любое время суток, в любое время года, нередко можно наблюдать, как на ледопадах и с висячих ледников совершенно неожиданно, без всяких видимых причин от основных масс откалываются громадные ледяные глыбы и летят вниз с большой скоростью, увлекая за собой тучи снежной и ледовой пыли. Такие глыбы выносятся далеко на поверхность расположенного ниже ледника или долины.

Особенно быстро разрушаются крутые висячие ледники, а также ступени и сераки на ледопадах, имеющих южную экспозицию. Здесь, помимо движения ледника, главными причинами обвала льда являются процессы морозного выветривания и таяния льда.

Встречаемые группой при движении по леднику или долине недавно упавшие глыбы льда или их осколки — явный признак грозящей опасности. Следует иметь в виду, что, падая вниз и дробясь о скалы или лед, глыбы льда превращаются иногда в мельчайшую ледяную пыль, которая, равномерным слоем осаждаясь на леднике, не оставляет почти никаких следов. Единственный признак опасности в таких случаях — свежие, хорошо заметные сколы льда на вышерасположенных формах ледопада или висячего ледника.

Снежные карнизы (надувы) представляют собой одну из форм горного рельефа и образуются в результате воздействия господствующих в данном районе ветров. Встречая на своем пути препятствие в виде гребня, воздушный поток изменяет свое направление и движется вдоль склона вверх (рис. 9). Плотность воздушного потока при этом возрастает, возрастает и его скорость. Сильный поток оказывает давление на наветренный склон, вовлекая в свое движение снежинки и их частицы из верхнего слоя снежного покрова. В процессе движения снежинок вверх вдоль склона из-за многочисленных столкновений между собой и с поверхностью склона форма их изменяется, снежинки превращаются в снежную пыль.


Рис. 9

Так как около гребня поток воздуха с наветренной стороны склона увлекает в свое движение и воздушные массы с подветренной стороны, то за счет такого «подсоса» на этой стороне склона у самого гребня образуется зона разряжения. Движение части воздушного потока на этом участке получает форму завихрений, приобретая турбулентный (беспорядочный) характер. Скорость потока при этом резко падает, снежная пыль начинает оседать на склон. Если этот подветренный склон достаточно пологий, то оседающий снег в результате многократного воздействия господствующих ветров образует ниже гребня снежную подушку. Если же склон крутой, то помимо снежной подушки образуется еще и снежный карниз, нависающий вдоль гребня над подветренным склоном (рис. 10). Длина таких карнизов может достигать сотен метров, а ширина нависающей над склоном части — до 15-20 метров. Поскольку карнизы образуются не из снежинок, а из снежной пыли, плотность их очень высока и вес этих снежных образований доходит до нескольких сотен тонн. Особенно быстро происходит рост карнизов ранней весной, в период теплых ветров (фенов).

Под влиянием изменений температуры, ветра, собственной тяжести эти карнизы либо затвердевают и в течение ряда лет превращаются в фирновый лед (так называемые постоянные карнизы, на которых отчетливо различаются границы многолетних наслоений), либо, не выдерживая собственной тяжести рушатся вниз уже в весенний или в летний период (временные карнизы). В период сильных ветров и обильных снегопадов можно наблюдать падение карнизов и в зимнее время.


Рис. 10

Опасность падения карнизов заключается не только в прямом поражении глыбами плотного снега туристов, находящихся под карнизом, но, самое главное, в том, что падающие глыбы нарушают равновесие снежных масс подветренного склона и это приводит, как правило, к немедленному сходу лавины.

Падение карниза может быть вызвано также и неправильными действиями самих туристов: перегрузка карниза из-за скапливания на нем большой группы людей (иногда достаточно и одного-двух человек) или подрезание снежной массы карниза у его основания группой, идущей вдоль гребня.

Движение вдоль карниза следует осуществлять только в связках (при одновременном движении — на полностью выданной веревке без слабины). Линия движения должна проходить несколько ниже предполагаемой линии отрыва карниза, которая в летнее время иногда просматривается в виде неглубокой канавки, идущей параллельно карнизу.

В горнолыжном путешествии перед спуском с перевала в сторону сравнительно небольшого нависающего карниза (в случае отсутствия других путей) иногда целесообразно предварительно подрубить его лыжами — 50-60% по ширине вдоль всего карниза. При значительных размерах обработка его крайне затрудняется, а в летнее время при наличии у группы только ледорубов просто невозможна. В этом случае после разведки (при тщательной страховке) и определения участка дальнейшего спуска по склону в стороне от этого участка в теле карниза ближе к его основанию группа вырубает проход (отверстие). Выбор для этих работ участка, удаленного от намеченного пути спуска, обусловлен тем, что такой проход может ослабить силы сцепления, удерживающие карниз от падения. Но возможный отрыв и падение карниза произойдет в стороне от трассы движения туристов вниз.

При подъеме с подветренной стороны на перевал, имеющий карниз, обработка последнего, а при необходимости и пробивка прохода ведется по одному с тщательной страховкой со стороны группы, расположенной в безопасном месте. При смене работающих выход следующего участника производить только после возвращения сменяемого. Прохождение группы через подготовленный участок — также по одному. Следующий выходит только после того, как предыдущий участник прошел карниз и закрепился на наветренном склоне.

В случае невозможности обхода участков, грозящих обвалом льда, фирна или карнизов, движение группы под опасным участком следует организовывать по одному, с выставлением наблюдателя для своевременного предупреждения участников о возникшей опасности. Ни в коем случае не следует останавливаться под такими формами рельефа даже для того, чтобы, например, устранить какую-нибудь неисправность у лыжного крепления при совершении горнолыжного путешествия. Тем более не следует устраивать ночлег на склоне под висячим ледником или карнизом, на ледопаде под сравнительно тонкой стенкой или сераком, а также ниже их по леднику или долине, куда могут скатиться обломки льда, фирна, карниза или дойти снежная лавина.

Центральное рекламно-информационное бюро «Турист»
Москва — 1974

Одобрено Главным управлением туристских учреждений и маршрутов Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС и рекомендовано для работников советов по туризму и экскурсиям, бюро путешествий и экскурсий и экскурсионных бюро.

Источник