Восхождение на высочайшую точку Заилийского Алатау пик Талгар (почти 5000 м.)

Вначале была мысль… А мысль зародилась еще в 2005г — «А не сходить ли нам на Талгар?». Мысль оказалась настолько живучей, что преследовала меня все это время. В 2006 году не было времени и не хватало навыков. В этом году твердо решили — идем во что бы то ни стало.  Будучи неуверенными в своих силах и не имеющими опыта продолжительных походов мы все лето занимались поиском опытной компании или человека согласного пойти на Талгар. Это оказалось непростым занятием, у всех были свои планы. В итоге компания подобралась с помощью интернета. За несколько дней до выхода было решено собраться в Талгаре для выписывания пропуска в заповедник. Это и было первое знакомство участников. Тут и начались первые сюрпризы. Оказалось, что вход в заповедник закрыт из-за селе и пожароопасности. Но местный менталитет и коррумпированность позволили все таки получить пропуск, но за гораздо большую сумму. Пребывание обошлось примерно в 2500 тг. с человека. Сбор был назначен во вторник 21 августа у шлагбаума заповедника.

Понедельник прошел в суматохе и сборах. К обеду вещи были собраны, продукты подобраны и расписаны по дням. Все было рассчитано на троих человек, которые представляли нашу команду. Но сюрпризы на этом не закончились. В понедельник вечером, когда я уже собирался ложиться спать и набираться сил перед выходом, наш третий участник отказался от экспедиции. И это за 10 часов до выхода! Оставшуюся ночь пришлось потратить на пересмотр всего снаряжения, переупаковку еды и рюкзаков.

В назначенное время мы были на месте старта. Подъехав туда мы уже увидели несколько человек в большими рюкзаками. Вот и настало время познакомиться со всеми участниками экспедиции. Начнем с наших скромных персон…

Команда Ричерсов:

— Алексей (Jack Wolfskin)

— Вася (Reach)

Команда ГорноЦТаев

— Миша (Misher)

— Тимур

Команда Алфа Центавра

— Александр (Желтый Альпинист)

— Нина

— Лера

И еще семейная пара с двумя детьми, которая была с нами на протяжении двух дней. Мы рассчитывали немного на другой контингент подготовленных горовосходителей. Итого стартовало 11 человек.

Показав пропуск леснику нам удалось уговорить его пропустить машины в заповедник. Это оказалось очень удачным подспорьем. Мы сэкономили примерно 2 часа времени или 6 км пути. Машины довезли нас до домика с вывесками 6 и 7 кордон. С этого места мы надели рюкзаки и двинулись в путь. Дорога шла вверх, рюкзаки тянули плечи, появилась заметная отдышка и мысли о реальности воплотить то, что тобой задумано. Через некоторое время организм привык и к рюкзаку весом около 25 кг и к постоянному подъему. Все стало на свои места.

Пройдя слияние рек средний и правый Талгар по бетонному мостику мы попали к домику егеря. Проходить его пришлось через огороды с картошкой и колючую проволоку. На окраине усадьбы Александр твердо и уверенно скомандовал: «Все. Привал». Как так? Мы были в недоумении, прошло всего 30 минут пути. Миша и Тимур пошли искать потерянную крышку от объектива фотоаппарата. Александр занялся разглядыванием карты. А мы попытались устроить фотосессию с коровой, но она явно была против и поспешила удалиться. Далее мы решили двигаться в своем темпе — 50 минут ходьбы и 10 минут отдыха, темп остальных групп нас не устраивал. Предупредив об этом остальных мы пошли вверх по тропе.

По плану, в первый день нам предстояло дойти до домиков, которые в прошлом были большой туристической базой. Но сошедший сель уничтожил практически все дома и теперь база представляла из себя сплошные развалины. Тропа до базы проходит по левому берегу реки Средний Талгар. Склоны ущелья достаточно круты и местами имеются обвалы, обходить которые приходится высоко поднимаясь по склону вверх. Так как мы находились на территории заповедника, вход в который проблематичен — тропа была достаточно заросшая, то и дело приходилось переползать через ветки и пробираться через высокие заросли крапивы. Зато грибов по пути встречалось просто огромное количество. Отдельного внимания заслуживает малина, кусты которой обвешанные красными спелыми ягодами заставляли забывать о экспедиции. Каждый раз стоило немалых усилий перебороть себя и продолжать путь.

Примерно во втором часу дня мы устроили обед у родника, пересекавшего тропу. Здесь мы хотели подождать остальную группу. Мы вскипятили чаю и пообедали тем, что захватили с собой для первого обеда. На обед мы потратили примерно полтора часа, а остальные команды нас так и не нагоняли. Подождав еще немного мы решили двигаться дальше. Скоро на тропинке стали появляться признаки цивилизации, мостики и указатели. Примерно к пол пятого мы пришли к разрушенным домикам. Немного побродив между ними мы нашли тот, наиболее сохранившийся, в котором останавливаются все группы. Домик представлял из себя 4 комнаты и прихожую, две из которых были кухнями а две спальнями, в которых стояли железные кровати. Здесь мы и решили остановиться.

Расположившись в одной из комнат мы пошли осматривать и фотографировать окрестности. Основная группа пришла только через три с половиной часа, почти в темноте. Ужин мы готовили на дровах, решив по эконимить газ в баллонах. Расположившись в двух комнатах мы заснули.

Ночью было довольно тепло и комфортно. Все проснулись примерно в 7 часов и неспешно начали готовить завтраки. Тронуться в путь получилось лишь в 9 часов. В этот день по плану мы должны были выйти из зоны леса и  встать на ночевку у снега на леднике Шокальского. Тропа в этот день была не такой заросшей и передвигаться по ней было довольно комфортно. К 11 часам мы уже вышли из леса и тропа постепенно переходила в каменистую морену ледника, передвигаться по которой становилось все труднее.

В этот день мы также двигались в своем темпе к обеду успев обогнать основную группу на 2 часа.

Плотно пообедав мы решили позагорать и дождаться основной группы. Обед для нас растянулся еще на 2 часа за которые я даже успел поспать. В итоге совсем размякшие мы продолжили путь. Дорога проходила прямо по руслу реки и становилась все ужаснее. Вскоре опа превратилась в крутую каменную осыпь, переход которой доставил немало хлопот. Солнце уже садилось за горизонт. Найдя подходящую ровную площадку на морене мы установили палатки. Вася занялся приготовлением ужина, а я немного пофотографировал окружающие нас ледники в свете заката.

Ночью по прежнему было довольно комфортно, так как лагерь был расположен на морене, а не на льду. Проснулись мы почти на рассвете. Приготовив кашу на завтрак и попив чаю мы принялись собирать лагерь. Сегодня нас предстояло подойти к базовому лагерю под Талгаром; преодолев перевал Бивачный и немного спустившись по леднику Корженевского. Лагерь мы собрали довольно быстро, в отличии от других команд, которые почему-то никак не могли вместить все  вещи в рюкзаки. Вышли мы довольно поздно.

До базового лагеря можно подойти двумя путями: через перевал Суровый и перевал Бивачный. Подход через перевал Суровый немного ближе, поэтому мы планировали подняться по нему, но увидев его состояние мы решили идти через перевал Бивачный.

Снега на Суровом практически не было и он представлял из себя сплошной камнепад. Подход к перевалу Бивачному проходил по леднику Шокальского.  Он был довольно пологим и ровным, практически без трещин.  Поэтому двигались мы по нему достаточно быстро. У подножия перевала мы устроили привал.

Мнения по поводу подъема на перевал немного разошлись. Нам наиболее логичным казался подъем по снежно-ледовой части, так как он был короче да и имелось необходимое снаряжение. Другим командам напротив проще казался маршрут по крутой сыпухе с выходом на гребень. Наша команда, надев кошки, двинулась по снегу, а остальные, еще немного по отдыхав, пошли по сыпухе.

Подъем проходил по фирну с постепенно увеличивающейся крутизной, который довольно хорошо держал человека. Но вскоре фирн закончился и мы вышли на ледовый участок. Тут мы поняли, что совершили ошибку недооценив склон. Об обвязках, веревке и ледобурах следовало позаботиться внизу, до начала подъема, а не надевать их на ледовом склоне. Пришлось немного отойти в сторону к каменной полке, чтобы одеть необходимое снаряжение и продолжить путь. Дальнейший путь по ледовому участку мы двигались с нижней страховкой, страхуясь ледобурами.  У гребня склон стал выполаживаться и мы продолжили путь просто в связке. На гребне, найдя подходящее безветренное место мы устроили обед.

На обед у нас была гречневая каша и чай. Здесь мы решили дождаться остальные группы. С места нашего обеда маршрут подъема остальных групп не просматривался. Поэтому через два часа мы собрали вещи и решили пройти немного дальше чтобы их видеть. Но успев пройти совсем немного мы увидели Александра, который почему-то поднимался один и без рюкзака. Нам стало понятно, что с ними что-то случилось.

Добравшись до нас Александр объяснил, что они устав подниматься по сыпухе дошли до скального участка и не в состоянии идти дальше. Недолго думая мы оставили рюкзаки на гребне и, взяв с собой веревку и остальное снаряжение, побежали вниз на помощь остальным группам. Спускались мы довольно быстро, не прошло и десяти минут как мы достигли злосчастного скального участка, под которым мило расположилась остальные участники восхождения. Перила мы организовали очень быстро. Пока Вася вкручивал ледобуры, я размотал веревку и спустился вниз. Они находились вначале скального участка не зная, что делать дальше.

Место было довольно опасное, сверху постоянно сыпались камни, один из камней пролетел по рюкзаку Тимура, а Тимур во время успел отскочить.

Помогая друг другу одеть обвязки участники по очереди поднялись по перилам до гребня. Мне и Василию пришлось поднимать до гребня рюкзаки девушек, так как у них не было уже сил поднять их самим, а у Нины почти начиналась истерика.

На гребне все команды оказались уже на закате, времени на дальнейший путь уже не оставалось. Стало ясно, что до базового лагеря дойти нам не получиться и восхождение откладывается на один день. Нужно было срочно до темноты найти место для палатки. Наиболее подходящим мне показалась небольшая снежная полка, закрытая от ветра с одной стороны скальным выступом. Мы не теряя времени занялись выравниванием площадки под палатку. Александру место не понравилось и он решил дойти до перевала Суровый, где есть подготовленные места под палатку.

Выровняв площадку мы разбили лагерь и начали готовить ужин любуясь неописуемой красоты закатом.

Не каждому человеку приходится любоваться закатом на высоте 4500м. над уровнем моря. Здесь он кажется во много раз красивее. Сначала белые шапки ледников становятся кроваво-красного цвета. Затем таким же цветом наливается небо, через некоторое время превращаясь в ярко оранжевый с черными силуэтами вершин. А с обратной стороны неба уже можно видеть необычно большой диск луны и постоянно зажигающиеся звезды.

Ужин и сон на такой высоте не очень приятное занятие для неподготовленного человека.  Мучают головные боли, усталость, одышка и отсутствие аппетита. Это все симптомы так называемой горной болезни, которая возникает из-за недостатка кислорода. Наши команды эта болезнь обошла стороной. Сказалась акклиматизация, которую мы получили до экспедиции. Лишь у некоторых было небольшое головокружение, которое прошло к утру. Ночь выдалась достаточно холодной, мы то и дело просыпались от холода. Несколько раз пришлось просыпаться и включать газовую грелку, чтобы обогреть палатку и заснуть дальше.

На утро вылазить из палатки никому не хотелось. Мы дождались пока солнце взойдет достаточно высоко и согреет палатки.

В этот день по плану должно было быть восхождение, но теперь этот день мы потратим на отдых и трехчасовую прогулку до базового лагеря. Собрав палатки мы продолжили путь вниз. Пройдя немного мы дошли до палатки Александра и девушек, которые только начали готовить завтрак. Немного поговорив с Александром, который объяснил нам где поставить палатки и по фотографировав перевал Суровый, мы пошли устанавливать базовый лагерь. Тимур из команды горноцтаев пошел с нами, а Миша предпочел остаться с девушками. По пути вниз мы сделали небольшой крюк и смогли полюбоваться талгарским провалом. При подходе к лагерю погода начала портиться.

Поднялся ветер и вскоре пошел снег. Над маршрутом появился туман. Что не могло нас не огорчать. Мы дошли до ровной площадки, где были следы прошлых лагерей и установили палатки. К вечеру подошли остальные: команда Альфа-Центавры и Миша. Александр по прежнему предпочел поставить палатку немного в другом месте. Под вечер посовещавшись назначили выход на 5:30. Поэтому наевшись как можно больше рано легли спать. Уже в сумерках мы заметили подошедшую команду из четырех человек остановившуюся на леднике Корженевского.

Вспоминая предыдущую ночь, спать мы решили вчетвером в одной палатке. Ночью было довольно тесно, но зато никто не замерз. Будильник был заведен на 4:30.

Проснувшись в назначенное время, в спешке начали одевать с вечера подготовленное снаряжение и завтракать. Но как мы ни торопились выйти в назначенные 5:30 у нас не получилось. Мы вышли около шести утра. Остальные команды и того позже. Погода не предвещала ничего хорошего. Был небольшой ветер и над самой вершиной стоял достаточно сильный туман, что заставляло настораживаться. Очень не хотелось из-за тумана и снегопада заблудиться на маршруте. Решив не ждать остальных мы пошли провешивать веревки. При малейшем ухудшении погоды было решено идти вниз. Ледопад мы прошли достаточно быстро. Без тяжелых рюкзаков передвигаться было намного легче, даже на этой высоте.

Подойдя к маршруту, продуманному еще с вечера мы начали провешивать веревки. У нас на семь человек во всех командах было три веревки. По одной веревке на команду. Мы успели провесить две веревки и стали ждать подхода остальных. Надо сказать что подходили они довольно долго.

Четверка из Новосибирска успела их обогнать. Прождав немного на склоне мы увидели, что наша группа прошла мимо наших перил и решила подниматься немного по другому маршруту, по которому пошли  новосибирцы. Мы решили продолжить подъем по нашему маршруту. Практически у самого вершинного гребня оставалась 1-2 верёвки, решили траверсом вдоль горы спустится вниз где и встретились с командой новосибирцев, с которыми как оказалось поднялась наша девушка Лера.

От нее мы и узнали, что остальная наша команда опять застряла на маршруте и не может подниматься вверх далее. Нам пришлось спускаться вниз и провешивать перила для подъема группы. Новосибирцы продолжили путь наверх прихватив одного из наших участников, и вскоре скрылись из виду. Так хотелось побыстрее забежать на вершину, но убедившись в несостоятельности обособленного восхождения остальных групп, вынуждены были выполнять всю работу по обеспечению безопасности восхождения. Подняв все группы выше ключевого момента подъема, где начинается довольно широкий предвершинный гребень, мы встретили уже отдохнувших и спускающихся вниз группу Новосибирцев. Попрощались, пошли на вершину которая представляет из себя очень широкое снежное поле.

Найдя самый высоки гребень мы остановились на нем. Это и была самая высшая точка. GPS показал 4948м над уровнем моря.

Увы, но полюбоваться окружающим пейзажем и по фотографироваться у нас не получилось, так как был сильный туман и к тому же начинался снегопад с ветром. Мы поспешили спускаться назад.

Но остальная группа решила устроить обед. Но после не долгого перечисления, всего того, что с нами может случиться все начали спуск вниз. Как позже выяснилось мы оказались правы погода на спуске стала намного хуже, да и спуск занял очень много времени.

До оставленной нами веревки по тропе мы спустились довольно быстро. Я начал спуск первым, чтобы контролировать спускавшихся внизу, а Вася остался на верху контролировать состояние станции на двух ледорубах. Ему предстояло спускаться вниз с этими ледорубами на нижней страховке.

Группа спускалась очень медленно. Как оказалось ни у одной из команд не было достаточных навыков работы со снаряжением, что не могло нас не злить. Веревка, спуск по которой одного человека занимает от силы 10 секунд, занимал примерно 10 минут на каждого человека. К тому же погода заметно ухудшалась. Начинался сильный снегопад и гроза. Сейчас занимаясь написанием этого текста эмоции значительно угасли. Но тогда, на пике, находясь в опасной зоне, когда из за дилетантсва некоторых участников при спуске, подвергалась опасности вся группа,  мне стоило больших усилий сдержать свои эмоции. К счастью спуск закончился благополучно. Уставшие, и еще непонимающие, что мы все таки взошли на вершину мы вернулись к палаткам. Отметив спуск припасенной специально для этого случая перцовкой, мы спешно приготовили ужин и сон не заставил себя долго ждать. Завтра предстояло начало долгого спуска домой.

Ночью было довольно холодно. К тому же всю ночь шел снег. Наутро выпало около двадцати сантиметров. Проснулись мы довольно рано и начали собирать наш лагерь. После сборов и  завтрака команда Ричерсов и Горноцтаев начали спуск вниз по леднику Корженевского и далее к озеру Иссык, а команда Альфа Центавра решила спускаться в Киргизию с озеру Иссык Куль.

С самого начала мы знали что спуск будет не из легких. Поэтому спускались в связке со всем необходимым снаряжением. Ледник Корженевского был абслолютно весь покрыт трещинами, которые к тому же присыпаны прошедшим снегопадом. Спускались довольно медленно и осторожно проверяя палочками каждый шаг. Меньше всего трещин оказалось по левой стороне ледника, где мы и спустились. Дальше нам предстоял подъем  на перевал КокБулак высотой примерно 4050м. Оглядев его мы предпочли подниматься чуть чуть левее. Подход туда был намного проще и короче, несмотря на то, что подъем был чуть выше перевала.

Спускаться с перевала решили напрямую через ледник, одев кошки и взяв ледорубы. Спуск с перевала по сыпухе не очень нас привлекал. Еще немного пути по морене и мы вываливаемся на широкую поляну с многочисленными озерцами. покрытую густой и мягкой травой. Как приятно было идти по ней после пяти дней похода по жестким и неустойчивым камням. На этой поляне мы и устроили очередную ночевку.

На следующее утро мы долго изучали карту, сверяли наши координаты с GPS. Уж очень хотелось дойти до озера за этот день. Но расстояние еще было немалое. Встали мы рано. Быстрый завтрак и сбор вещей, доведенный за эти дни практически до автоматизма и вот мы уже снова в пути. Снова спуск по камням и осыпям, и вскоре мы подходим к озеру Акколь, зажатому со всех сторон крутыми каменными стенами.

На озере нам предстояла встреча с лесниками. От этой встречи мы не ждали ничего хорошего. К тому наш пропуск в заповедник был выписан всего на три дня и остался у Александра. который отправился на Иссык Куль. Но встреча прошла нормально, лесниками оказались двое молодых ребят, которые просто переписали наши координаты и объяснили дальнейшую дорогу вниз. Их слова вселили в нас надежду, что к вечеру мы будем уже на озере и мы поспешили дальше. Дальнейший спуск был просто ужасен. До границы леса пришлось спускаться перебираясь по огромным валунам и каменной сыпухе. Добравшись до долгожданных елок, к которым мы стремились уже несколько дней мы устроили шикарный обед с поеданием всего, что осталось лишнего из продуктов.

Больше всего осталось и Тимура который угощал нас рыбными консервами и гречневой кашей. После такого обеда очень не хотелось идти дальше. Но охота оказаться дома все же была сильнее. Дальше дорога проходила по лесу и не представляла ничего сложного. Но тут начались сюрпризы. Неожиданно тропа оборвалась высоким обрывом спускаться в который пришлось по веревке. Подъем на противоположную часть занял еще больше времени чем спуск. Надежд добраться за сегодня уже практически не оставалось. Да и сил двигаться дальше тоже становилось все меньше. Дальнейший спуск представлял из себя то пробирание через заросли, то карабканье вверх по крутому склону, чтобы обойти осыпь. Уже темнело, и  нужно было искать место под палатку, что было достаточно проблематично на этих крутых склонах. Место нашлось практически у самой реки.

Следующий день был последним днем нашего незабываемого путешествия. Нам потребовалось около трех часов чтобы добраться до цивилизации и остудить уставшие ноги в долгожданном озере Иссык.

Тут у нас начались другие проблемы — как  дозвониться до знакомых чтобы нас довезли до Алматы. Была среда 22 августа, в рабочий день это стало достаточно проблематично. Единственное место где на озере есть связь. Это железная смотровая вышка, с которой мы и пытались дозвониться по очереди до всех знакомых. Подвезти нас согласились отец Тимура и Васи. Которых мы и стали ждать на озере. Помимо этого мы решили попытаться спуститься на попутных машинах до города Иссык где есть сотовая связь и можно дожидаться приезда машины в какой нибудь кафешке поедая шашлык, по которому мы все ужасно соскучились. Я и Василий поймали попутку довольно быстро и через полчаса мы уже поедали шашлык, который был для нас самым вкусным в мире. Тимуру и Мише повезло меньше и они пробыли на озере до самого приезда транспорта. Вскоре мы все оказались дома. На этом и закончилось для нас наше восьмидневное путешествие.