Гонка проводится уже второй год подряд и набирает все большие обороты, и это не может не радовать. Наше же участие в ней является таким же неотратимым фактом, как и то, что следом за зимой придет весна .
Но так же ясно и то, что мы поедем своим темпом, группой – дружно и весело. Конечно, можно нас обвинить : «Вы превращаете серьезное мероприятие в дружескую покатушку!», но такой уж наш стиль. Личный успех отходит на второй план – во главе ставится благополучное прохождение всей дистанции группой, а коль в группе всегда бывает слабое звено, оттого и темп достаточно умеренный.

В этом году наметилась отличная тенденция менять маршрут, по которому проходит гонка – это подпитывает любопытство и интерес участвовать ежегодно, снова и снова открывая новые интересные, завораживающие виды чудесных мест нашей родины.

Формат гонки этаповый – проходишь определенный этап и попадаешь в лагерь, где уже готовится вкусный ужин, а все участники соревнований, впоследствии — добрые друзья, с улыбками встречают вновь прибывших… Соревнования соревнованиями, а царящая дружеская атмосфера, где все друг другу помогают и поддерживают, вселяет радость от самого участия в гонке, вне зависимости от занятого результата. Учитывая, что мы всегда приезжали последними, но ни разу не чувствовали себя проигравшими, побежденными, оутсайдерами.

День первый. Общегородской сбор, и вперед из пыльного города. Колонна, нагруженная велосипедами, двигается в сторону старта гонки – поселка, где музей Беркуччи по дороге на Чарын. Вау! столько знакомых лиц, дружеских улыбок! Все готовятся к старту — сосредоточенно читают легенду, изучают карту, продумывают стратегию – серьезный подход, сразу видно. Людей с велосипедами набралось три десятка – ну прям спортивная элита Алматы и ближнего зарубежья. Дружное построение – старт – и лавина велосипедов начинает набирать темп, словно медленно разгоняющийся паровоз , скрипя и выпуская клубы пара, устремляется вперед. Я вкатываюсь в серединку этого локомотива и в плотной группе так весело накручиваю в темпе – когда еще поездишь в пилотоне… Все, как бы, весело. И вдруг впереди кто-то к кому-то прижался или яма – скрежет тормозов, грохот металла – завал велосипедов. Так резко и неожиданно – еле успеваю свернуть на обочину. Фууу … чуть было не?!

Все обошлось – никто не пострадал. Ищу взглядом нашу команду компаньонов, а они уже давно отстали, ну что ж, значит, и мне некуда особо торопиться. Асфальтная дорога идет через небольшой перевал, несильный ветер обдувает прохладой, ребятишки, стоящие на обочине, настырно предлагают купить Дикий Лук. У них тут бизнес такой, судя по количеству продавцов – видимо очень популярный.

Доезжаем до Кокпека – отсюда по карте 60 км прямой дороги – и ветер встречный просто убивает. При всем желании, даже прячась друг за друга, получается крутить 15-18 км/ч. Ну, коль мы итак последние, решаем немного похалтурить – Юльку сажаем в машину, а сами пристраиваемся за Техничку (машина сопровождения). Ветра за машиной практически нет, и иногда скорость движения достигает 35-38 км/ч. Вот это уже весело, хотя и немного нечестно.

Двигаясь с такой скоростью, вскоре начали догонять других участников гонки, которые тоже решили последовать нашему примеру и спрятаться за машину… В результате, до съезда на грунтовку в нашем пилотоне собралась добрая половина участников. Причем, ехали очень весело и дружно, и никто ни разу не попытался оторваться от группы и ехать впереди машины – странно. После съезда на грунтовку оставалось 20 км до финиша, и здесь отдохнувшие участники устроили настоящую гонку первенства, ведь предыдущее преимущество было разрушено машиной сопровождения. Мы подождали пока рассеется пыль от рвущихся к победе участников, и замыкающими помчались к финишу. Ветер здесь не такой агрессивный, и дул в спину или сбоку, больший дискомфорт доставляла гребенка – этакая стиральная доска на дороге. Финишировали, как положено, втроем, взявшись за руки. Ужин был очень вкусным, ночь лунной и теплой.

День второй. В 9 часов старт 2- го этапа веломногодневки. Первые 10 км по грунтовке с попутным ветром пролетели очень быстро – прям сами не заметили, как проехали. А на асфальте при подъеме на перевал «Райымбек» тоже не возникло никаких проблем. Очень приятный выкат вниз по асфальту до поворота на оз. Кольсай. Здесь пейзаж стал намного разнообразнее, да и дорога повеселее. Она начинала петлять, объезжая устья каньончиков, которые углублялись в конечном итоге в реку Чарын и являлись началом величественных каньонов. По обеим сторонам дороги, как остатки каких-то древних забытых цивилизации, часто встречались старые заброшенные военные дзоты, разжигая фантазию. Один раз, пока дожидались остальных, любопытство взяло верх, и мы, все-таки залезли в один дзот, покрутили чудом уцелевший кронштейн для крепления пулемета, постарались представить людей, которые здесь могли нести свою службу…

Асфальт закончился, далее нам по грунтовке вверх, да против ветра, да еще и развилки начались непонятные и стрелки малозаметные – по приборам идем вроде как верно. В это время на дистанции начинаются блуждания – на перевал Волчьи ворота проскакивают только несколько групп, остальные в гоночной запарке пролетают мимо последнего поворота и оказываются – не пойми где! По сути, по правильному маршруту прошло менее половины участников, у остальных оставалось два пути: либо топать через непонятные перевалы и хребты и как-нибуть спускаться в долину бортагайского водохранилища, либо спускаться обратно на асфальтную дорогу и давать круголя…

Мы, кстати, тоже пролетели мимо этого поворота, но вовремя опомнились и вернулись. Нужно сказать, что въезд очень узкий и даже на тропу нахоженную не очень похож . Хотя дальше ущелье раскинулось широкой долиной с полями весенних цветов и ароматами гор. Подъем достаточно пологий по плотному ворсистому ковру луговых трав. На перевале открылся вид на 5 миллионов долларов. Хотя там было достаточно зябко, пришли какие-то тучи, начал накрапывать дождик, ветер засвистел. Но так было безумно красиво: такой осязаемый воздух, и немыслимый простор вне человеческих масштабов — когда просто растворяешься в свободе и ощущаешь себя частью бесконечного покоя.

Через километр дорога кончилась, вернее уперлась в крутые, поросшие кустарником пропасти. Внизу струилась ниткой дорога. Это тот случай, когда цель видна, а вот путь к ее достижению не виден. Думать долго не пришлось, первая мысль — она самая верная: «Тупо вни…иииз» Где-то на велике, где-то перед ним, где-то цепляясь за него, как за якорь, испугаться не успели, как спустились вниз. Стоим отдыхаем, как вдруг нас догоняет группа из тех, кто заблудился и правдами неправдами пробивался через горы… «Здорова Люди, вы же должны быть, как минимум, в 2-х часах впереди нас?!»

Внизу нас ждет Макс, который пытается сосчитать всех заблудившихся. Отсюда мы решаем срезать и заключаем некое негласное пари с теми, кто поедет по дороге до Кокпека и оттуда до Бартагая, описывая явный крюк. Зачем? Мы вот так вот напрямую, по холмикам -раз и уже там. Опять наша группа в одиночестве пробирается по полнейшему бездоржью и даже безтропинью. Вдоль линии передач находим достаточно сносную дорогу, и без особой потери высоты доезжаем под озеро, где приходится преодолеть изрядный подъем. Зато на вершине все Бартагойское водохранилище, как на ладони; закат, отблеск воды; горы, залитые теплым светом, и всего лишь один спуск отделяет нас от финиша. Мчимся вниз и на выезде на общую дорогу встречаем ту группу, которая ехала в объезд – во, думаем, лоси.

Ура! Долгожданный финиш, долгожданное пиво, долгожданный ужин. Да еще и так получилось, что не смотря на все наши усилия, мы не последние финиширующие в этот день. Некоторых позже привезли на машине, а кто-то финишировал сам, намотав более 150 километров.

Чудесное место Бартагойское водохранилище, непременно нужно окунуться в его воды; взбодрившись прохладой, разжечь большой костер в ночной час, посидеть поболтать, смотря в черное небо, отраженное в воде.

День третий. Утро встретило прохладой. Погоду на этот день обещали мокрую, потому нужно было быть готовыми ко всему. Со старта по зыбкой грунтовой дороге нужно было набрать километр перепада, и не всем хватило силы духа, чтобы преодолеть эту преграду, благо машина сопровождения для того и нужна, чтобы подбирать слабаков. Скажу лично, что подъем немного утомительный, но достаточно интересный, он выводит на плато, откуда величественное Бартагойское водохранилище предстает размером не больше блюдца. На заключительном отрезке подъема мы выполняли роль замыкающих – то есть собирали всех участников и заставляли ехать единой группой. С плато мы не спускаемся, по обыкновению, вниз в направлении плато Ассы, а поворачиваем вправо на перевальчик, где уже нет машинной дороги. Наша группа, состоящая уже из восьми человек, забыв о соперничестве, по-компанейски пробирается по маршруту, машины сопровождения нет, а это значит нужно следить друг за дружкой – мы же хвост гонки.

Один из самых интересных участков этой гонки – старая машинная дорога, кое-где переходящая в набитую тропу. Быстро и весело спускаемся по зеленым холмам вниз – справа пейзаж пестрит мириадами абсолютно одинаковых поросших кустарником холмиков, а слева монументальная пропасть, и струящаяся на дне каньона речушка. Спуск спуском, но он имеет такое свойство часто заканчиваться резким подъемом, что и произошло в этот раз. То дорога, то тропа; то двигаясь на велосипеде, то взгромождая его себе на горб, уже без былой удали, мы взбираемся на горку, отсюда только вниз до асфальта.

Но не так все просто в этой жизни. Вниз, не значит легко… Сначало идет плавный спуск по земляным дорогам, которые постепенно сменяются каменными сбросами, осыпями, скальными прижимами – ну полный набор удовольствий. Конечно, мы вели себя максимально аккуратно в рамках нахлынувших эмоций и куража, дожидались всех. Но, все-таки, это был самый обалденный участок всей гонки. У нас даже появилась идея вернуться и проехать этот участок еще раз в ближайшее время. В завершении спуска переправа через неглубокую, но очень холодную речку, и под колесом велосипеда снова привычно и глухо шумит асфальт. По карте нам 60 км скучной дороги вдоль БАКа.
Настроение уже не такое боевое, и погода портится: ветер усиливается. Благо нас догоняет машина сопровождения, и мы, пристроившись за ней, начинаем двигаться быстрее, хотя боковой ветер то и дело достает и сбивает темп. Тем временем, начинается дождь, поездка превращается в борьбу с брызгами, буйными потоками ветра и остатками сил. Зато настроение по ребячески счастливое, брызги воды вызывают всплески радости и удовольствия…

Остается еще 15 км, а это при таком темпе движения еще 1 час времени. Мы встречаем посланные за нами делики. Ни секунды не раздумывая, грузим велики и залазием в теплые машины, оставляя каждым своим прикосновением лужу воды.

Финиш веломногоденевки очень необычный – сидя в машине, но, по традиции, все вместе, взявшись за руки… Обалденная гонка!

Фотки от Вадика