Аксайская подкова год 2009.

Состав экспедиции был под вопросом  до самого дня выхода. В конечном итоге из многочисленного списка проверенных друзей по разным причинам остались лишь трое. Ну, в прошлом году втроем сходили очень положительно, и в этом году это не должно стать препятствием.


Долго думали и размышляли, как бы интереснее проложить маршрут, чтобы максимально исследовать достаточно редко посещаемый район Аксайского и Каскеленского ущелий. И в результате нарисовали на карте довольно замысловатый трек, который брал начало в Каскеленском ущелье, взбирался на перевал «не помню», спускался к устью реки «Каскелен». Далее планировалось восхождение на пик Мира с Южной стороны и спуск в сердце Аксайской подковы к двум живописнейшим Аксайским озерам. И в завершающей стадии экспедиции спуск по Аксайскому ущелью до точки сбора. Дополнительно планировалось восхождение на неназванную вершину либо в Каскеленском, либо в Аксайском ущелье.


По оснащению и оборудованию была допущена одна, но очень существенная оплошность – связь. Взяв с собой спутниковый телефон Turaya, мы должны были выходить на связь каждый вечер с отчетом о погодных условиях, ходом экспедиции и текущим положением. Но связь в условиях густой облачности работать отказалась. Что наложило свой отпечаток в ходе экспедиции и отклонении от намеченного маршрута.

Все остальное снаряжение было рассчитано правильно. С собой мы взяли: 1 палатку, 2х50 бухты веревки, 2 ледоруба, 2 ледовых инструмента, комплект (8х) оттяжек, комплект закладок, комплект ледобуров (8х), личное снаряжение каждому (каска, обвязка, ус, карабины, жюмар, восьмерка).
5 сентября в районе 12 часов в верховьях Каскеленского ущелья в кромешном тумане, мы начали свое движение по заданному треку. Хочется отметить про погоду отдельно. Вторая декада августа и весь сентябрь зарекомендованы как пора с наиболее благоприятными условиями для туристических походов: реки маловодные, ледники открытые, дожди редки и не продолжительны. Но этот год, наверное, об этом не знал, и примерно за полторы недели до нашего выхода «зарядили дожди», а откладывать было некуда (один из участников специально из Астаны приехал, чтобы в  экспедиции поучаствовать).


Старт находился на высоте близкой к 2000, и практически сразу начался то ли снег, то ли град – такие мелкие забавные снежочки, прыгающие по тропе. Лишь благодаря прибору спутниковой навигации мы находили правильную траекторию движения. Природа Каскеленского ущелья оставила в памяти отпечаток удивительного сказочного мира. Таинственный туман открывал нам только частичку этого мира, но эта частичка была бесконечно прекрасна. Тени и причудливые контуры заднего плана создавали удивительный антураж для яркого живописного переднего плана: сочное разнотравье, обилие грибов, растущих прямо на черной тропе, малина, земляника, березовые рощи, перемежающиеся с сосновыми гущами, огромные папоротники и пушистые мхи… все сбалансировано в гармоничном единстве, как будто созданное кистью гениального художника.


Тропа сначала была широкая конская, затем перешла в узенькую звериную, проложенную по косогору средь заросшего склона горы. Чем дальше мы шли, тем непролазнее становилась чаща, поэтому мы перешли через речку и вышли на разнотравное жайляу, где стала то и дело встречается заброшенная, но очень широкая, без сомнения, рукотворная тропа.

Уже на высоте 2500 землю плотно покрывал 15-и сантиметровый слой снега. Не то, чтобы приходилось тропить, но все же очень необычно встретить снег в это время, на этой высоте. Прямо поверх зеленой травы лежало белое хрустящее одеяло. Круто подымаясь по заснеженному лесу, начинаем ощущать тихо подкрадывающийся «колотун», солнце ведь клонится к закату, а тело стремится в теплую палатку.
Высота 2650. Площадки для палатки подходящей все нет и нет. Решаем, что на опушке леса ближайшая возможность, хотя и приходится поработать ледорубами и возвести некую дамбу из веток, чтобы относительно ровно вживить палатку в подъёлочное пространство.

Вот если есть на свете рай – то это как раз в палатке, в которой много вкусного, и синим цветком горит газ.
К утру погода не изменилась, тот же туман, небольшой мороз, ну и на небе унылая фигня. Но не прошло и часа, как мы, собрав лагерь, двинулись дальше по маршруту. Туман вмиг начал улетучиваться и яркой вспышкой нас ослепило солнце. Настроение поднялось до пика радости. Температура окружающей среды поднялась по ощущениям градусов на пятнадцать. Выйдя на перевальчик на границе высокогорных лугов и начинающихся марен, мы впервые увидели, где мы находимся и поняли, куда нам идти, а то шли как слепые котята. Солнце рассыпалось звездами по свежевыпавшему снегу. Заснеженные ели и будто изнутри подсвеченные облака, уходящие далеко вниз в пелену города Каскелена – вкупе создавали удивительной красоты пейзаж.


Самое интересное началось далее. Нас ждал подход к перевалу «Казачка» 1а категории трудности. По расстоянию около 6 километров – часа 3-4 , думаем при наихудшем раскладе. Но наихудший расклад показал, что без привалов и длинных отдыхов это расстояние нам удалось преодолеть более, чем за шесть с половиной часов. А причина банальна – 25 сантиметров рыхлого снега, под которым такая самого противного свойства марена. Поясняю, самая противная марена – это подвижные камни размером от небольшого чемодана до легкового автомобиля, самой неправильной неподходящей формы. По сухому пройти по такой морене это пол беды – хоть видно, куда наступаешь, а когда все засыпано пушистым снежком, то каждый шаг —  это лотерея – то ли на камень попадешь, то ли в космическую пустоту. Попеременно меняя друг друга, окружаемые холодными скалами, где ползком, где кое-как, мы подошли под перевал, где нас поджидал второй сюрприз.


Выход на перевал представлял из себя кулуар с явно маренным основанием, но плотно засыпанный снегом, кое-где были видны следы сошедших лавин. Тропить пришлось, не совру, по грудь в снегу. На фоне общей физической и моральной усталости, последние метры до вершины перевала давалось с трудом.

И вот наши труды, наконец, привели к желанной цели — перевал Казачка (3690 м. нум.) взят. Ветер, продирающий до костей, солнце, клонящееся к закату и крутой спуск — вот и все, что без радостно ждало нас наверху. Но нужно согласиться, что открывшаяся панорама в золотых лучах заходящего солнца стоила всех затраченных сил. Огромный цирк с бесконечными полями пушистого снега – вот бы где на лыжах погонять. В шоке от увиденного,  мгновенно замерзающими пальцами делаем несколько памятных фотографий и бегом вниз, чтобы хоть палатку успеть поставить до заката солнца.

Спуск был очень крутым и смешным. Здесь массивные каменные блоки были уложены под острым углом вниз, а наличие на них снега и льда сводило коэффициент трения к нулю. Идя и часто весело скользя, мы очень быстро спустились вниз. На широкой полянке (высота 3350м. нум.) разбили лагерь и погрузились в жаркие обсуждения: Что же делать? Как же быть? Идти вверх, пробиваясь через снег или вниз, возвращаясь назад? При этом, учитывая, что второй день мы не можем связаться с Начспасом. Вариант идти вперед вполне реальный, но сопряжен с некоторыми трудностями: если уж мы на перевал 1а категории пробирались в пятеро медленнее положенного, то какие временные и физические затраты понадобятся для штурма вершины в этих погодных условиях.

Не придя к единому мнению, поставили будильник на полпятого и улеглись отдыхать.

Утро само расставило все точки над Ё, вернее засыпало их плотным слоем хлопкового снега. Примерно с полуночи занялся обвальный снегопад, как говорят – стеной. К моменту просыпания на палатке уже лежал порядочный 6-ти сантиметровый слой. Решение было одно – переждать. Вдруг кончится?. Хотя долгосрочный прогноз погоды говорил о мощном обложном циклоне. Часам к 11-ти ничего не изменилось. Снег игриво кружил вокруг палатки, уменьшая зрительную способность метров до 8-10. Спутниковую связь так и не удалось наладить. Оттого принято решение — идем домой по Каскеленскому ущелью.

Ветер встречный, забивает все щели снегом, в том числе нос и глаза. Но все-таки идти очень забавно, ощущать прикосновения снежинок, несущих приятный холодок и наливающих румянцем щеки. Здесь уже не надо сверяться с маршрутом и бояться заблудиться – тупо идешь вниз по течению реки, а речка всегда течет кратчайшим путем.

К обеду, спустившись метров на 800, снег резко кончился, и сквозь туман начали пробиваться звонкие лучи палящего солнца. В верховьях ущелья еще бушевала непогода, и оно казалось совершенно другим миром, из которого мы словно через магический портал вышли, оказавшись в знойном лете. Снег мгновенно стал мокрым и часа через 2 пути совсем исчез, не оставив и намека на былое его правление. В высокогорном разнотравии жужжали шубутные насекомые, резкие ароматы луга били по носу.

Спустившись до границы леса – попали в сказку, где лабиринт тропинок ведущих в никуда, где чаща, то становится непроходимой, то открывает свои тайные проходы, где множество грибов, цветов, плодов и мхов. Идти непросто, но очень вдохновенно. Часа 2 блужданья по чаще леса заканчиваются благополучным выходом на путь истинный, на автодорогу. Гонимые днем, клонящимся к концу, спешим к началу нашего похода. Там, вызвав транспорт, на полянке можно начать празднование успешного окончания похода, откупорить припасенную бутылочку шампанского, открыть банку ананасов и насладиться отдыхом со знанием успеха.

За спиной оставались величественные горные вершины, прекрасные и грозные, к которым мы еще обязательно вернемся. Ведь завораживающий душу пейзаж, своим великолепием забирает некую частичку существа – и тебя тянет в уже ставшие родными места.